Куруфинвэ Феанаро (Феанор)
Старший сын Финвэ, короля нолдор, единственный сын Мириэль, сводный брат Финголфина и Финарфина. Величайший из нолдор и вдохновитель их мятежа, создатель Сильмарилов и Феаноровых Рун.
Его отцовское имя - Куруфинвэ (от "curu" - ум, искусность и "finwe" - предположительно, королевский дар), материнское - Феанаро, что на квенья значит "Пламенный дух", от "fëa" - дух и "nar" - огонь, пламя.
Феанор был старшим сыном Финвэ, правителя нолдор. Его жена Мириэль уснула навсегда в садах Ирмо после его рождения. Позднее Финвэ женился вторично на Индис из ваниар, и имел еще двух сыновей - Финголфина и Финарфина. Между Феанором и его единокровными братьями привязанности, однако, не было. В "Шибболете Феанора" есть следующее объяснение этому:
"Мириэль была нолдиэ и имела легкое изящное сложение и мягкий характер, хотя, как выяснилось в последствии при более серьезных обстоятельствах, она могла проявить и крайнее упорство, которое нельзя было сломить ни советом, ни принуждением. Главным ее талантом была изумительная ловкость и искусность рук. Поэтому она посвятила себя вышиванию, где даже по мнению Эльдар быстрота и скорость давались труднее, чем во всем остальном. Потому прозвали ее "Сериндэ" (Вышивальщица), что было также и ее материнским именем.
Феанор нежно любил свою мать, несмотря на то, что их характеры различались во всем за исключением неуступчивости. Он не был мягок. Он был горд и горяч, и препятствия своей воле встречал не с материнской непреклонностью, но со страстным негодованием. Ни тело его, ни ум не знали покоя, но хотя он, как и Мириэль, мог с головой уходить в тонкую работу своих рук, многие вещи он оставлял незаконченными. Мириэль, распознав его пламенный характер, дала ему имя Феанаро (что значит "дух огня"). Пока она была жива, ей часто удавалось тихим советом сдерживать и смягчать его нрав. Смерть Мириэль была постоянным горем для Феанора, и, как и другие ее следствия, явилась главной причиной, того рокового влияния, которое он оказал на судьбу народа нолдор.
Смерть Мириэль Сериндэ – смерть бессмертного Эльда в неувядающих землях Амана – послужила причиной для серьезного беспокойства Валар, первым знамением Тени, павшей на Валинор. Мириэль умерла по своей воле: она покинула свое тело и, пока она, будто спящая, лежала в саду, ее феа отошла в Чертоги Ожидания. Сказала она, что утомилась и духом и телом, и желает покоя. Причиной своей усталости считала она рождение Феанора, чьи сила и разум превышали все пределы, отпущенные Эльдар. Она держалась до тех пор, пока ее сын не вырос, но более она не могла выносить эту усталость.
Так валар встретились с тем, чего они не могли ни исправить, ни изменить – со свободной волей одного из Детей Эру, которую они не должны были, а в этом случае и не могли, изменить силой, ибо сила здесь была бесполезна. А через несколько лет они столкнулись с другой важной дилеммой. Когда стало ясно, что Мириэль по своей воле никогда больше не вернется к жизни, сколь бы длительный срок не прошел, скорбь Финвэ сменилась отчаянием. От перестал приходить к спящему телу Мириэль и надолго оставаться у него, и снова попытался вернуться к своей обычной жизни, но теперь он часто и подолгу бродил в одиночестве и не было ему радости, за что бы он ни брался.
Слабое утешение в печали своей находил Финвэ в Феаноре. Некоторое время Феанор тоже приходил к телу матери, но вскоре он был вновь поглощен своими делами и замыслами. То, что произошло с Финвэ и Индис ошеломило его и исполнило гневом и негодованием; и хотя не известно, присутствовал ли он на Споре валар, обратил ли внимание на причины такого решения и внял ли доводам в его пользу, одно он понял точно: Мириэль обречена навеки остаться без тела, а значит он никогда больше не сможет ни встретиться с ней, ни поговорить, пока не умрет сам. Это глубоко печалило его, и он не принимал счастья Финвэ и Индис, и не любил их детей еще до того, как они появились на свет.
Феанор стал величайшим из мастеров нолдор, его руки и ум не знали покоя. Он сотворил Сильмарилы - "живые" камни, заключавшие в себе Свет Древ Валинора.
Будучи совсем юным, он женился на Нерданэль, дочери Махтана, и она родила ему семерых сыновей - Маэдроса, Маглора, Куруфина, Карантира, Келегорма, Амрода и Амраса. Это самое большое количество детей у эльфов, известное из преданий.
В юности Нерданэль любила уходить далеко от поселений нолдор - в горы или к морю - и в одном из таких походов встретилась с Феанором и они полюбили друг друга.
Отец Нерданэль, Махтан, был великим кузнецом и его Аулэ любил больше всех других нолдор. Обычно он носил на голове медный обруч. Его волосы были не столь темны или черны, как у большинства нолдор, но имели коричневый цвет, отливающий медно-красным. Среди семерых детей Нерданель старший и близнецы (редкость у Эльдар) имели подобный цвет волос. Старший также носил медный венец. От Махтана Нерданэль научилась многим ремеслам, которыми редко пользовались женщины среди нолдор, она умела работать с металлом и камнем, а также занималась скульптурой. От него унаследовала она красноватый оттенок лица и рыжеватые (красно-коричневые) волосы.
Про Нерданэль говорится, что она обладала твердой волей и характером, но была осмотрительнее и терпеливее Феанора, и желала более понимать других, нежели покорять их. В другом тексте также говорится о том, что находясь в обществе других, она обычно сидела молча, вслушиваясь в речи окружающих, наблюдая за их движения, жестами и выражениями лиц. Черты ее характера передались некоторым из ее сыновей, но не всем.
Мелькор, который ненавидел Эльфов, считая их причиной своего пленения, и завидовал их искусству, завязал притворную дружбу с нолдор, предлагая им знания, которые всегда их привлекали. Он сеял среди нолдор лживые слухи, в результате многие нолдор затаили недоверие против валар, а между Феанором и его братьями началась распря
После похищения Мелькором Сильмарилов и убийства Финвэ среди нолдор начался мятеж, предводителем которого был Феанор. Он и его сыновья поклялись возвратить себе Сильмарилы любой ценой, кто бы ими ни владел - и эта Клятва принесла им многие беды. Большая часть нолдор против воли валар покинула Аман и вернулась в Средиземье, чтобы отвоевать у Мелькора Сильмарилы.
Поначалу Нерданэль удавалось сдерживать характер Феанора, но затем последующие его деяния глубоко опечалили ее, и между супругами возникло отчуждение.
В одном из текстов говорится о том, что когда Феанор был изгнан из Тириона, Нерданэль не последовала за ним в Форменос и осталась вместе с женой Финве Индис, которую уважала.
В позднем тексте "Шибболет Феанора" рассказывается, что род Нерданэль был предан Ауле, который посоветовал ее отцу не принимать участия в мятеже, говоря, что в конечном итоге это приведет и Феанора и всех его детей к гибели. Она удалилась в дом своего отца и когда стало ясно, что Феанор с сыновьями собираются покинуть Валинор навеки, явилась к нему и просила Феанора оставить ей двух младших, близнецов, или хотя бы одного из них. Феанор, однако, отказал ей, так что все дети ушли вместе с отцом. В том же тексте приводится легенда о том, что один из близнецов, Амрод, погиб во время сожжения кораблей в Лосгар, ибо он, не зная о намерениях Феанора, спрятался на корабле, желая вернуться обратно к матери.
Для того чтобы переправиться в Средеземье, нолдор силой захватили корабли телери, убив многих из них. Мятеж против валар и братоубийство в Альквалондэ привели к тому, что валар наложили запрет на возвращение нолдор в Аман; тогда же произнесено было Пророчество Севера, предвещавшее нолдор в Среднеземье горе, гибель, распри и предательства.
Вернувшись в Средиземье, нолдор сразились с Морготом в Дагор-нуин-Гилиат. Битва кончилась бегством Моргота в Ангбанд после первого восхода Солнца, но в ней погиб Феанор. Перед смертью он напомнил сыновьям об их долге сдержать Клятву. Когда он умер, тело его стало золой и развеялось, как дым.