Эдайн (Edain)
Люди, принадлежавшие к трем племенам (Дом Беора, Дом Хадора, Халадин), что первыми пришли в Белерианд и стали союзниками эльфов в войне с Морготом. Слово "эдайн" - синдаринская форма квэнийского "Атани", "Вторые", применявшегося первоначально ко всем людям как расе. Однако благодаря тому, что Эльфы Белерианда знали поначалу лишь эти три племени, дружественные эльфам, синдаринское слово стало употребляться только в отношении них (иногда также в отношении других, дружественных эльфам людей - друэдайн, дунедайн). Слово "Атани" у нолдор Белерианда также относилось обычно к людям Трех Домов (но в Амане, естественно, это было не так). Иногда использовалось также имя нунатани/дунедайн, "Люди запада", позднее перенесенное на нуменорцев.
Согласно тексту "Атрабет Финрод ах Андрет", люди Трех Домов - по их собственным легендам - потомки тех, кто отверг преклонение перед Морготом, в чем первоначально была повинна вся людская раса.
Первыми в Белерианд пришли в четвертом столетии Первой эпохи люди Дома Беора. Перейдя Эред Луин, они остановились в Оссирианде, у истоков Талоса, где их встретил Финрод. Поскольку лаиквэнди Оссирианда были обеспокоены появлением в их землях чужаков, Финрод по их просьбе посоветовал племени Беора переселиться на запад. Они перешли Гелион и остановились к югу от Нан Элмот, в местности, получившей название Эстолад.
Вскоре после этого в Белерианд пришли Халадин, но, встреченные враждебно лаиквэнди, повернули на север и поселились в Таргелионе. Затем пришло племя Мараха (Дом Хадора), многочисленное и воинственное, благодаря чему лаиквэнди не решились чинить им препятствия - но не задержалось в Оссирианде, а поселилось рядом с племенем Беора, с которым было в дружбе. В это время и впоследствии между двумя племенами было заключено много перекрестных браков.
Нолдор, видя в людях возможных союзников, пригласили эдайн в свои земли. В течение следующих 50 лет происходила постепенная миграция эдайн из Эстолада. Люди Дома Беора селились в Дортонионе, особенно в Ладросе, люди Дома Хадора - в Хитлуме и к югу от Эред Ветрин. Многие, однако, остались в Эстоладе, а часть покинула Белерианд и вернулась в Эриадор, не желая принимать участие в войне эльфов с Морготом.
Халадин в Таргелионе подвергались нападениям орков и в конце концов были осаждены, но на помощь им пришел Карантир. Они, однако, отказались от предложенных им земель дальше к северу и двинулись на запад, сначала в Эстолад, а после, побуждаемые своей правительницей Халет, тяжелой и опасной дорогой в Бретиль.
В Белерианде эдайн по большей части вскоре выучили синдарин. Согласно "Неоконченным сказаниям", Дом Беора вообще отказался от прежнего языка, полностью перейдя на синдарин в повседневном общении; Дом Хадора сохранил свою речь, и от нее впоследствии произошел адунаик. Согласно же позднему тексту "Проблема Рос", Дом Беора продолжал в Белерианде пользоваться своим языком, хотя позаимствовал много слов из синдарина.
В Дагор Браголлах значительная часть Дома Беора была уничтожена, а остальные (большей частью женщины и дети) бежали в Бретиль или Хитлум. В Нирнаэт Арноэдиад был уничтожен почти весь Дом Хадора, а оставшиеся в Хитлуме обращены в рабство. Погибла также значительная часть Халадин, но оставшиеся продолжали жить в глубине Бретиля, на укрепленном ими холме Амон Обель. Однако позднее вызванная приходом в Бретиль Хурина междоусобица среди Халадин еще более уменьшила их число, а часть их вместе с Хурином покинула Бретиль вместе с Хурином.
В последние годы Первой эпохи остатки эдайн, так же как эльфы, частью бежали на юг, в Гавани Сириона.
В Первую эпоху между эдайн и эльфами было заключено два брака (Берен-Лучиэнь и Туор-Идриль), и оба повлияли на события Первой эпохи и судьбу западных земель. Берен и Лучиэнь возвратили эльфам один из трех Сильмариллов, а Эарендил, сын Туора и Идриль, принес его в Аман и получил помощь Валар в борьбе с Морготом. В последовавшей затем Войне Гнева остатки эдайн сражались на стороне войска Запада.
После окончания Первой эпохи Валар даровали им остров в западных водах - Нуменор, самую близкую к Валинору из смертных земель. Уцелевшие эдайн, ведомые Эарендилом на Вингилоте, покинули Средиземье и достигли Нуменора. Согласно "People of Middle-earth", эдайн ушли в Нуменор не одновременно: вначале первый флот, возглавляемый Элросом, а затем в течение многих лет отдельные корабли или небольшие флотилии - те эдайн, кто вначале побоялся плавания через Великое Море либо не успел добраться до его берегов ко времени отплытия первого флота. Это продолжалось по крайней мере 50 лет.
Характеристика отдельных племен эдайн
Дом Беора. Как правило, с темными, каштановыми или темно-русыми волосами и серыми глазами. Согласно тексту "О Гномах и Людях" из "People of Middle-earth", благодаря родству между Домами Хадора и Беора среди них встречались также и светловолосые. У многих также были карие глаза и часто - смуглый цвет кожи. Они были ниже ростом и коренастее, чем люди Дома Хадора.
Язык Дома Беора и язык Дома Хадора были родственны друг другу.
Людей Дома Беора отличал пытливый ум, хорошая память, терпение, сосредоточенность и ловкие руки. Из всех эдайн они больше всего походили на нолдор и были любимы ими. Склонны более к печали и жалости, нежели к веселью, в противоположность Дому Хадора.
Дом Хадора. Самое многочисленное из племен эдайн. Отличались высоким ростом, со светлыми волосами и голубыми глазами. Согласно тексту "О Гномах и Людях", среди Людей Дома Хадора встречались и люди с темными волосами. Более сильные физически и быстрее, чем другие эдайн, с открытым и вспыльчивым (но отходчивым) нравом, отважные и упорные. Быстро принимали решения и твердо держались их.
Поскольку к концу Первой эпохи их сталось больше всех, именно они в наибольшей степени являлись предками нуменорцев.
Согласно их собственным легендам, во время миграции на запад долго обитали на берегах огромного внутреннего моря (очевидно, моря Рун). Научившись строить лодки, они обнаружили, что на противоположном берегу живет племя, отделившееся от них ранее (это были предки Дома Беора). Это разделение и способствовало тому, что наречия двух племен разошлись.
Племена, родственные Дому Хадора, но не пришедшие в Белерианд, традиционно считались предками рохиррим. Та часть этих племен, что еще в Первую эпоху поселилась в Эред Митрин, сблизилась с гномами. Они образовали взаимовыгодный союз против орков: люди получили от гномов оружие, а сами, будучи умелыми наездниками, разведывали продвижения врага, а их конное войско обладало большой подвижностью. Этот союз держался вплоть до войны с Сауроном в Эриадоре во Вторую Эпоху.
Халадин. Напоминали скорее людей Дома Беора, но обладали менее выраженными способностями. Немногословны и любили одиночество, были замкнуты и привязаны к своим обычаям и языку. Согласно "Сильмариллиону" и "Unfinished Tales", их язык отличался от языков Домов Хадора и Беора, а согласно "War of the Jewels", их наречие было близким языку Дома Беора (а язык Дома Хадора, наоборот, неродственен им) - но это, по-видимому, более ранняя концепция. Хотя, учитывая внешнее сходство Халадин и людей Дома Беора, она кажется более логичной, чем поздняя. Среди воинов Халадин было много женщин, хотя они редко участвовали в больших сражениях вдали от дома.
В момент прихода Халадин в Белерианд среди них была междоусобица. Моргот, узнав об этом, послал к ним своих слуг, и им, по-видимому, удалось расколоть племя: часть двинулась на запад, это и были те, кто составил народ Халет; другие, очевидно, остались в Оссирианде и позднее, скорее всего, вернулись в Эриадор.
Согласно тексту "О Гномах и Людях", племена, родственные Халадин, но не ушедшие в Белерианд, во Вторую Эпоху населяли берега Минхириат. Из-за вырубки лесов Эриадора, а позднее из-за жестокости они стали врагами нуменорцев. Эти племена были предками дунгар.
Друэдайн. Племя людей, пришедшее в Белерианд вместе с Халадин и жившее отдельными поселениями, но в содружестве с ними. Было немногочисленным. В Белерианд ушла вместе с Халадин лишь одна ветвь друэдайн. Синдаринское название племени произошло от их самоназвания drûg (квэнийская форма - Руатани). Имя друэдайн подчеркивало их статус Друзей эльфов. Они были низкого роста (около 4 футов), коренастые, коротконогие, плосконосые, с глубоко посаженными глазами. Бороды у них не росли. Они говорили на своем языке.
Обладали острым зрением и обонянием, были прекрасными следопытами, не хуже эльфов разбирались в растениях, хотя свои знания приобрели самостоятельно. Безжалостно преследовали орков. Славились как резчики по металлу и камню, изготавливали статуи, часто обладавшие странными, "магическими" свойствами.
Остатки друэдайн уплыли в Нуменор, но начиная с времен Тар-Альдариона постепенно покидали остров и возвращались в Средиземье, утверждая, что в Нуменоре им более не кажется безопасно.
В Третью эпоху родственные племена населяли болотистые земли устьев Гватло и Изена, а также полуостров Андраст и лес Друадан в Анориене. Это племя в конце Третьей эпохи помогло рохиррим в Войне Кольца, показав им тайную дорогу к Минас Тирит перед Пеленнорской Битвой.