Саруман (англ. Saruman) (1000 T.Э. — 3019 T.Э. Средиземья) — персонаж произведений Дж.Р.Р. Толкина о Средиземье.
Саруман Белый (Курунир Лан на синдарине) был одним из сильнейших магов Ордена истари, которые были посланы в Средиземье валарами в Третьей Эпохe из числа майар. Он возглавлял Белый Совет. Его имя переводится как Искусный. До ухода в Средиземье носил имя Курумо.
Саруман обладал многими познаниями и был особенно сведущ во всем, что касалось эльфийских колец и устройств, изобретённых Сауроном.
После прибытия в Средиземье (около 1000) Саруман долгое время странствовал на востоке, а в 2759 осел в Изенгарде с позволения гондорского наместника Берена. Как выяснилось впоследствии, уже тогда он рассчитывал овладеть Кольцом Всевластья и стать владыкой Средиземья. Поэтому он и поселился в Изенгарде, рассчитывая воспользоваться для своих целей палантиром Ортханка. По той же причине он убедил Белый Совет не изгонять Некроманта (т.е. Саурона) из Дол-Гулдура, полагая, что Кольцо рано или поздно обнаружит себя, если его создатель наберёт силу.
В 2953 Саруман объявил Изенгард своей собственностью и собрал армию орков и дунландцев, которые начали устраивать набеги на Рохан и вырубать лес Фангорн. Приблизительно в то же время его лазутчики стали появляться в Пригорье и Шире в поисках Кольца. Около 3000 он заглянул в палантир и был порабощён Сауроном, который с тех пор направлял все его действия. Через своего лазутчика Гриму Гнилоуста (Червослова) Саруман обманул и очаровал короля Рохана Теодена и добился того, чтобы рохиррим перестали помогать Гондору в их войне с Мордором. Тогда же Саруман открылся Гэндальфу, рассчитывая привлечь его на свою сторону, и после его отказа заточил мага на вершине Ортханка, откуда тому удалось бежать.
Саруман превратил Изенгард в огромную фабрику, где наряду с производством оружия осуществлялись эксперименты по скрещиванию орков и дунландцев, в результате чего был выведен особый род орков, не восприимчивых к солнечному свету. Именно они составили костяк армии, брошенной на окончательное завоевание Рохана в 3019.
В том же году объединенный отряд орков Сарумана и Саурона выследил Отряд Кольца и, напав на них, убил Боромира и взял в плен хоббитов Мериадока Брендибака и Перегрина Тука. В результате стычки сарумановских и сауроновских орков и последовавшего затем налета всадников Рохана хоббитам удалось бежать в лес Фангорн, где их появление стало поводом к нападению энтов на Изенгард, что привело к разрушению и затоплению крепости водами реки Изен. Одновременно с этими событиями произошла решающая битва с рохиррим у Хельмовой Пади, в которой войска Сарумана потерпели сокрушительное поражение, несмотря на то, что магу удалось взорвать стены роханской твердыни с помощью волшебства (в фильме «Властелин Колец: Две крепости» предполагается, что Саруман изобрёл порох).
Гэндальф изгнал Сарумана из Ордена истари и сломал его посох. Вместе с Гримой маг бежал в Шир, который подчинил себе с помощью немногих уцелевших в Войне Кольца орков. В Шире Саруман вновь начал свои эксперименты, построив несколько фабрик, однако вернувшиеся с войны хоббиты собрали ополчение и разбили его сподручных. Фродо запретил причинять Саруману вред, и его были готовы отпустить, но на глазах у всех мага зарезал Грима, с которым Саруман обращался, как с собакой (ноябрь 3019). Освобождение Шира и смерть Сарумана завершили Войну Кольца.
Внешний вид и характер
Внешне Саруман имел вид черноволосого старика. В конце Третьей эпохи его волосы и борода практически полностью поседели. Он отличался высоким ростом, продолговатым лицом, тёмными глазами. Поначалу носил белый плащ с капюшоном; цвет плаща соответствовал его прозвищу — Саруман Белый. Впоследствии сменил этот плащ на «радужный», то есть переливающийся всеми цветами радуги при движении.
Он не был ни человеком, ни эльфом (как считали некоторые люди). Это был майар, облечённый в плоть, один из истари. В связи с этим он обладал бессмертием и невероятным могуществом. Главным его оружием были знания и голос. Благодаря приятному голосу Саруман обладал невероятным даром убеждения, которому могли сопротивляться очень немногие.